RSS

Городской портал госуслуг

Оценка регулирующего воздействия и оценка фактического воздействия

29.07.2016

Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) концепций нормативного правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений, проектов нормативных правовых актов Правительства Москвы, проектов законов города Москвы и оценка фактического воздействия (ОФВ) нормативных правовых актов Правительства Москвы –механизм, направленный на улучшение условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в городе Москве. Порядок проведения ОРВ и ОФВ закреплен постановлением Правительства Москвы от 4 марта 2014 г. № 99-ПП (ред. от 04.04.2016 № 141-ПП) «Об оценке регулирующего воздействия и оценке фактического воздействия в городе Москве». Порядок проведения публичных консультаций, а также формы документов, подготавливаемых в рамках ОРВ и ОФВ, утверждены приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 16 мая 2016 г. № 57-ПР «О внесении изменений в приказ от 4 марта 2014 г. № 19-ПР».

Оценкой регулирующего воздействия (ОРВ) называется оценка проектов нормативных правовых актов. Оценка фактического воздействия (ОФВ) осуществляется спустя определенное время после вступления нормативного правового акта в силу.

Оценка регулирующего воздействия проектов актов направлена на то, чтобы выбрать из различных возможных вариантов регулирования наилучший на основании анализа альтернативных вариантов регулирования и их ожидаемых положительных и отрицательных последствий. Особое внимание уделяется выявлению в проекте акта положений, которые вводят или способствуют введению избыточных обязанностей, запретов и ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, могут привести к возникновению необоснованных расходов данных субъектов и/или бюджета города Москвы.

Основные цели оценки фактического воздействия – определить, достигнуты ли заявленные цели регулирования, каковы издержки различных групп, связанные с введением регулирования, есть ли необходимость изменить регулирование так, чтобы обеспечить лучший баланс выгод и издержек.


Последовательность процедур ОРВ и ОФВ:

1.Орган исполнительной власти города Москвы (далее – ОИВ г. Москвы) публикует на сайте:
  • уведомление о проведении ОРВ или ОФВ и публичных консультаций;
  • проект нормативного правового акта или концепции регулирования (для ОРВ);
  • справочные информационно-аналитические материалы, опросник.
2. Проводятся публичные консультации (далее – ПК).

Любые заинтересованные лица (предприниматели, граждане, представители бизнес-ассоциаций, ассоциаций потребителей и т.д.) могут представить органам власти, ответственным за проведение оценки, свои предложения по изменению действующего акта и/или проекта акта. Предложения могут направляться ответственному лицу как в свободной форме, так и в виде ответов на вопросы публичных консультаций, собранных в опроснике. Помимо публичного обсуждения с использованием сети Интернет возможны и другие формы проведения ПК – круглые столы, фокус-группы, прямое обращение к бизнес-ассоциациям и др.

3. составление сводки

По итогам публичных консультаций орган, проводящий ОРВ или ОФВ, составляет сводку предложений. В нее должны быть включены все поступившие предложения, а также обоснованная позиция ОИВ г. Москвы по каждому из них (принять, принять частично, отклонить).

4. Готовится сводный отчет об ОРВ или ОФВ.

В отчете об ОФВ:


  • определяются основные группы, интересы которых затрагиваются установленным регулированием, дается оценка количества субъектов в каждой группе;
  • оценивается, позволило ли регулирование решить проблему, на преодоление которой оно было направлено;
  • оцениваются фактические расходы групп, интересы которых затрагиваются регулированием, а также бюджетные расходы;
  • нализируются фактические положительные и отрицательные последствия регулирования;
  • проводится сопоставление издержек и выгод от введенного регулирования;
  • делается вывод о том, оставить ли нормативный правовой акт неизменным, внести в него изменения или отменить.

В отчете об ОРВ ОИВ г. Москвы:


  • выявляет проблему, на решение которой направлено предлагаемое регулирование;
  • определяет цель (цели) регулирования (соответствующие проблеме);
  • определяет возможные способы достижения поставленной цели – конкретные инструменты регулирования;
  • выявляет основные группы субъектов предпринимательской, инвестиционной и иной деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти, интересы которых затрагиваются рассматриваемым регулированием, проводит оценку количества таких субъектов и его динамики;
  • оценивает ожидаемые издержки и выгоды групп, интересы которых затрагиваются регулированием, при выборе различных способов достижения цели;
  • проводит оценку ожидаемых положительных и отрицательных последствий различных способов достижения цели;
  • обосновывает выбор предпочтительного способа регулирования (закрепляемого в проекте нормативного правового акта или концепции нормативного правового регулирования);
  • определяет конкретные измеримые результаты регулирования;
  • определяет методы контроля эффективности достижения цели регулирования, установленного нормативным правовым актом города Москвы, организационно-технических, методологических, информационных и иных мероприятий с указанием соответствующих расходов бюджета города Москвы.
5. для подготовки итогового заключения об ОРВ (ОФВ)

Сводный отчет об ОРВ (ОФВ) размещается на сайте и направляется в Департамент экономической политики и развития города Москвы для подготовки итогового заключения об ОРВ (ОФВ). В заключении Департамент экономической политики и развития города Москвы делает выводы о соблюдении ответственным органом установленного порядка проведения ОРВ (ОФВ), об обоснованности и полноте информации, содержащейся в сводном отчете, и, главное, об обоснованности выбора способа регулирования, предложенного разработчиком. При необходимости Департамент экономической политики и развития города Москвы может провести дополнительные публичные консультации. Заключение также размещается на сайте.

6. пакет документов по проекту нормативного правового акта

Сводный отчет об ОРВ и заключение на отчет об ОРВ включается в пакет документов по проекту нормативного правового акта, поступающего на рассмотрение в Правительство Москвы.Заключение на отчет об ОФВ направляется в ОИВ г. Москвы, проводивший оценку, после чего ОИВ в 10-дневный срок принимает решение о внесении изменений, отмене, признании утратившим силу или сохранении нормативного правового акта Правительства Москвы в редакции, действующей на момент оценки фактического воздействия.
Принятое решение в 5-дневный срок публикуется на сайте.


В качестве первоочередных выбраны 6 актов разнообразной тематики:


  • вопросы возмещения затрат, понесенных инвесторами в рамках реализации инвестиционных проектов;
  • арендные отношения с частными образовательными организациями (детские сады);
  • развитие системы предоставления населению медицинских услуг медицинскими организациями частной системы здравоохранения и индивидуальными предпринимателями;
  • распределение и предоставление субсидий из бюджета г. Москвы для поддержки малого и среднего бизнеса;
  • распределение и предоставление субсидий из бюджета г. Москвы организациям на обучение сотрудников;
  • развитие конкуренции в городе Москве через работу Общественного совета по развитию конкуренции.
ГОРОД БИЗНЕС
В отсутствие механизма оценки регулирующего воздействия (ОРВ)
  • Утверждает регулирование без дополнительных издержек на общение с бизнесом
  • Несет риски неприятия регулирования бизнесом (неисполнения требований, ухода в «тень»)
  • Не нужно тратить время и ресурсы на обсуждения
  • Интересы бизнеса не учитываются в полном объеме
  • ставка платы за наем (социальный, специализированный)
  • Бизнесу, особенно малому, трудно донести свое мнение до регулятора
  • Нет открытой информации о предстоящих изменениях (при этом ряд организаций может иметь преимущества в обладании данными сведениями)
  • Необходимо подстраиваться к изменениям в
При наличии оценки регулирующего воздействия (ОРВ)
  • Фактические данные от бизнеса, необходимые для более объективной оценки
  • Информация о характере восприятия проекта/инициативы бизнесом
  • Возможность сконструировать регулирование таким образом, чтобы бизнес не «отлынивал» от исполнения требований
  • Повышение качества регулирования
  • Издержки по взаимодействию с бизнесом и учету полученных мнений
  • Возможность донести свое мнение до органов государственной власти
  • Исключение из нормативных актов положений, создающих избыточные ограничения и издержки для бизнеса
  • Предсказуемость изменений, возможность подстроиться под них заранее
  • Повышение открытости деятельности органов власти
  • Время и ресурсы на формирование предложений в рамках публичных консультацийобладании данными

Новости инвестиционной политики

Возврат к списку

Версия для печати